ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА


ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА

ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ПОЭ́ТИКА, порождающая поэтика, направление современного литературоведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей структуры и эволюции поэтических систем. В основе Г. п. лежит представление, что вся сложность и многообразие литературных феноменов могут быть выведены из ограниченного набора сравнительно простых конструктов при помощи стандартных процедур. Г. п. различает глубинные и поверхностные структуры. Глубинные структуры порождаются по строго определённым правилам и в идеальном виде отражают наиболее существенные свойства моделируемого объекта. Поверхностные структуры выводятся из глубинных путем применения к ним правил трансформации и отражают свойства моделируемого объекта с точностью до изоморфизма. Г. п. рассматривает литературный текст как сообщение на естественном языке, в котором закодированы сообщения на ряде других (не выводимых из естественного языка) языков. Примерами таких языков могут служить метрика (один и тот же метр может реализовываться в стихотворном тексте, танце, орнаменте и т. д.), повествование (один и тот же сюжет может реализовываться в словесном тексте, пантомиме, лубке и т. д.). Задачей Г. п. является описание глубинных структур этих языков, их трансформаций и кодирования средствами естественного языка. Хотя разграничение глубинных и поверхностных структур проводилось в поэтике и до Г. п. (ср. понятия сюжета и фабулы, метра и ритма), эксплицитное описание соответствия между ними стало возможным лишь в Г. п.

Г. п. следует отличать от таких смежных дисциплин, как лингвистическая генеративная стилистика и лингвистика текста, которые оперируют лишь категориями естественного языка (т. е. предполагают, что у поэтической и обиходной речи нет различий в глубинных структурах); Г. п. же сосредоточивается на собственно поэтических принципах структуры текста, рассматривая естественный язык как средство кодирования этой структуры. Ближе к Г. п. подходит модель «тема — приемы выразительности — текст», которая выводит текст из некоторой содержательной структуры («темы»); с точки зрения Г. п. и «текст» и его «тема» в равной мере относятся к поверхностным структурам.

Интенсивное развитие Г. п. началось в 1970‑х гг. и в значительной мере связано с изданием в Нидерландах журнала «Поэтика» («Poetics») и группирующимися вокруг него исследователями. К началу 80‑х гг. наиболее разработанная часть Г. п. — генеративная метрика (термин Дж. Бивера), исследование которой начинается со статьи М. Халле и С. Кайзера (1966), хотя отдельные положения высказывались и ранее (напр., В. Я. Брюсовым и В. М. Жирмунским). Генеративная метрика исходит из тезиса, что стихотворность текста определяется его соотнесенностью с некоторой идеально периодической структурой — метром. Порождение этих глубинных метрических структур по законам симметрии и является первой задачей генеративной метрики. Но стихотворный текст характеризуется не только метром, но и разнообразием ритма, которое описывается правилами трансформации, позволяющими, кроме того, отделить словосочетания, допустимые в качестве стихов данного метра, от недопустимых, а в некоторых моделях (напр., М. Халле и С. Кайзера) и вычислить метрическую сложность стиха. В других моделях исследуются просодические средства кодирования метрической информации (П. Кипарский, К. Магнусон и Ф. Райдер) и трансформации естественной языковой структуры под влиянием метра (Дж. Бивер).

В методологическом отношении аналогично строятся и технически гораздо более сложные модели Г. п., ориентированные на описание поэтической семантики. В качестве примеров можно указать модель нарративного текста С. Т. Золяна, генеративный подход к категории трагического и эволюции поэтических систем И. П. Смирнова и др.

Г. п., как и генеративная лингвистика, развилась на фоне структуралистских концепций, отчасти продолжая их (представление о структурности объекта, требование эксплицитности описания и т. п.), отчасти их отменяя (представление об имманентности структуры и соответствующие методы анализа; см. Структурная поэтика). Способность оперировать не только поверхностными, но и глубинными характеристиками литературных феноменов и использование стандартизованных моделей вывода обусловливают продуктивность применения методов Г. п. в сравнительных и сравнительно-исторических исследованиях (работы Д. Чисхольма о книттельверсе и М. Ю. Лотмана о гекзаметре).

Литература:
Золян С. Т., Описание сюжета: генеративный подход, в сб.: Семиотика и проблемы коммуникации, Ер., 1981;
Кипарский П., Ударение, синтаксис и метр, в сб.: Новое в заруб. лингвистике, в. 9, М., 1980;
Лотман М., Генеративный подход в метрич. штудиях, в сб.: Рус. филология, в. 4, Тарту, 1975;
Halle M., Keyser S. J., English stress, N. Y., 1971;
Levy J., Generative poetics, в сб.: Sign. Language. Culture, The Hague-P., 1970.
также ряд статей в журнале «Poetics» (1974, № 12 и 1975, № 16 — целиком посвящены генеративной метрике).

М. Ю. Лотман.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА" в других словарях:

  • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — направление структурной поэтики (см. СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА), возникшее в России в конце 1960 х гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. КИНО) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. СЮЖЕТ).… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОЭТИКА — (греч. poiētikē téchnē — творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — (франц. structuralisme, от структура), направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего. С. возник во 2‑й …   Литературный энциклопедический словарь

  • СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …   Энциклопедия культурологии

  • СНОВИДЕНИЕ — По видимому, человек стал видеть сны с того момента, как он стал отличать иллюзию от реальности (см. РЕАЛЬНОСТЬ) и, тем самым, сон от яви (считается, что до этого человек жил в постоянном галлюцинаторном состоянии), то есть с распадом… …   Энциклопедия культурологии

  • «НОВАЯ КРИТИКА» — «НОВАЯ КРИТИКА», течения в западной критике и литературоведении XX в.: 1) в США «Н. к.» («new criticism») сформировалась в 30‑х гг. XX в. под влиянием английских критиков А. Ричардса (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона… …   Литературный энциклопедический словарь

  • МЕТАЯЗЫК — язык описания, язык второго порядка , при помощи которого описываются языки объекты. Термин М. возник в математике и математической логике (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА), где в качестве М. выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы.… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… …   Энциклопедия культурологии

  • ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.